Катя Медведева - простота правды

Чем хороша Государственная Дума РФ – своей традицией выставлять в фойе живописцев. Невольно останавливаешься, вникаешь. Так было и с выставкой картин Кати Медведевой. Я изучил коллекцию, взял ряд репродукций (www.katya-medvedeva.ru). Она - известный русский художник наивной живописи. Картины художницы ценятся, продолжительное время охотно выставляются на выставках, коллекционируются и продаются во всем мире. Сам Марк Шагал благословил её на художественный взлёт. Она по сей день в творческом поиске.

Смысловой центр композиции в фойе ГосДумы РФ – «Иисус заступник наших душ» (1 мая 2003 года http://www.katya-medvedeva.ru/view.php?n=55&sort=date). Живописное решение показалось мне спорным и в основном колористическим, а не метафорическим. Впрочем, и другие её картины с изображением Иисуса Христа меня не взволновали, какие-то они все холодноватые. А вот пейзажи и храмы – на высоте. И цикл «Беслан» сделан от души. Что касается портретной галереи князей, святых, подвижников и писателей – то они весьма оригинальны. Правда, картина «Всеволод Большое Гнездо» несколько неожиданная и даже осовремененная, однако заставляет задуматься. Из публицистики актуальна картина «КГБ» (11 ноября 2005 года http://www.katya-medvedeva.ru/view.php?n=206&sort=date) с надписью слева «Не дай Бог, вернется девиз: - Нет человека, нет проблем», а справа – «Страшно!».

В проспектах говорится, что искусство живописи Кати Медведевой дано от Бога. Среди её излюбленных образов – ангелы, библейские персонажи, натюрморты. Завораживающе рисует она балет. Все картины, рисунки наполнены красотой и чем-то живым, тем, что находится в душе художника, когда он берет кисть и начинает творить. Живописные пейзажи, цветы, люди - все то, что видит Екатерина Ивановна Медведева, превращается в одухотворенные ей картины, рисунки, графику. Ей можно позвонить по телефону +7 916 159-65-37.

«Я, - говорится в её автобиографии, - родилась 10 января 1937 года в селе Голубино Белгородской области Ново-Оскольского района в крестьянской семье. В 1947 году я попала в детский дом №2 г. Шуша Нагорно-Карабахской автономной области Азербайджанской ССР. В 9 лет я лишилась родителей и поэтому попала в детдом. В 1954 году я окончила школу ФЗУ в г. Баку и стала ткачихой. Я ненавидела эту профессию за то, что в сказке Пушкина ткачиха сделала зло. А теперь я так хорошо чувствую ткани, потому что я честно выполняла свою работу, хотя и не любила ее. У меня есть дочь, 42 года. Я до сих пор не понимаю, что такое "выйти удачно замуж". Мне в этом не везло. Жизнь у меня тяжелая, но интересная, а интересно жить тяжело. Я всегда верила, что мои знания куда-нибудь определятся, поэтому терпела и из любого положения выходила честно.

В 1967 году я поступила работать реквизитором в народный театр в клуб работников торговли в Кисловодске. Там была изостудия. Я в 39 лет впервые в жизни увидела художника, который писал картину. 5 января 1976 года я попробовала первый творческий рисунок гуашью. Художникам очень понравился.

А до этого я после дождя ходила любоваться горами. Там такие бархатно-зеленые горы, и все говорила: "Ну почему я не художник?!" Я в 1972 году окончила Культпросвет училище, поэтому я и работала в клубе. 6 лет я работала начальником отделения связи, очень интересная работа, в селе особенно. После первого рисунка, который я назвала "Хлеб насущный" мне стали дарить альбомы, краски, кисти.

Режиссер народного театра дал мне на одну ночь 11 больших альбомов импрессионистов. Ван Гог мне больше всех понравился. Мне все было понятно: и крестьянская тема, и шахты. Я все об этом слышала, так как до войны мы жили в г. Шахты Донецкой области, я была совсем маленькая.

Мне художник сказал: "Рисуйте когда хотите и сколько хотите". Я с 6 утра и до 2 ночи рисовала в Кисловодске, по 10-15 рисунков делала, а они все хвалили. Через 10 дней пришла к нам главный художник артели по росписи посуды и стала меня приглашать расписывать посуду. Она говорит: "Поставят уже кем-то расписанную чашку, а вы повторите". Я сказала: "За 8 часов я столько своего нарисую, а зачем мне повторять чужую работу?" Оклад в 2 раза больше моего предложили, но я не пошла. Слава Богу. В январе я начала, а 10 апреля 1976 года в клубе, где я работала, была организована моя первая персональная выставка.

Организовал ее художник Анатолий Николаевич Морев. 37 рисунков выставили. Что странно, преподаватель художественной школы написал в книге отзывов "Как, мол, ей не стыдно – в 39 лет рисовать как пятилетний ребенок". Я в слезы и к Мореву А.Н., а он меня успокаивает – мол, это он вам комплимент подарил. Не каждый может быть ребенком в 39 лет. Никого не слушайте и ни у кого не учитесь. Спасибо ему.

В 1981 году Дом народного творчества меня послал в Старую Ладогу в дом творчества. 5 лет я уже рисовала только графику. Там был руководитель группы московский художник Юрий Юрьевич Косоговский. А я приехала с книгами Гоголя и тушью. Он мне сказал: "Берите краски и холсты и пишите картины". Я его спросила, получится ли у меня, на что он сказал: "У Вас все получится". Сказал, как печать поставил. Я там за 2 месяца нарисовала 45 картин маслом, 6 из них 2 м х 1,5 м. Просто революция какая-то была. Что там было! Я же была в самодеятельной группе. Профессионалы ко мне каждый день ходили, а дилетанты, их много было, они ненавидели меня.

Я вообще плачу сполна за все. И хорошо. В 16 лет я поняла, что ни на кого нельзя надеяться, только на себя. В доме творчества была пожилая женщина – самодеятельная художница. Она мне предложила в своей мастерской выставить на комиссию мои картины, так как в моей они не помещались. Что началось! Руководитель бежит ко мне, кричит, почему я с ней выставляюсь, на что я ответила, что она сама предложила. Он в ужасе, говорит: "Она сама?!" – а я говорю: "Да!". Все художники – 75 человек – и комиссар кинулись к моим картинам, а ее и не замечают. Она побежала к нашим художникам вся в слезах. Наши ее стали успокаивать: "Не плачьте, Клавдия Афанасьевна, дальше Дома народного творчества ее, мол, картины не найдут". А я услышала, забежала и кричу: "Плачьте, Клавдия Афанасьевна, плачьте: пойдут мои картины и в Париже, и в Москве, и по всему миру!" - и ушла.

И все сбылось. В Париже в 1993 году была персональная выставка на Елисейских полях. 53 отзыва мне привезли. В 1994 году – выставка в Ницце с Марком Шагалом, Матиссом и нашей московской художницей Наттой Конышевой. В 1982 году мои коллекционеры купили и возили к Марку Шагалу 11 моих работ. Он сказал: "Катя – это русский талант со своим почерком. Она так же любит цвет, как и я". Передал мне альбом со своими работами и автограф "Марк Шагал". Мне столько альбомов тогда подарили еще с картинами М. Шагала.

Я самый счастливый художник конца 20 и начала 21 века. У меня сколько работ, столько и праздников духовных, радостных. Есть старинная притча 12 века о художниках. Царь вызывает визиря и спрашивает, сколько в стране художников, на что тот ответил – "600 человек". "Посади их всех в тюрьму. Сколько рисуют?". "300" – сказал визирь. "Теперь создай им роскошную жизнь. Сколько рисуют?". "3". Вот три художника настоящих, а остальные только льготами художников пользовались.

Художник тот, кто не может не рисовать. Изобразительное искусство – это изобразительный образ. Мне кажется, большинство и не думает об этом. Детей вообще нельзя учить рисовать. Только технику рисования надо. Они должны взахлеб рисовать и радоваться, а им учителя свое навязывают, вот и копии появляются.

Судьба кого выбирает, того и испытывает. Самое трудное – быть простым. Интересный человек должен быть доступным, объяснять людям, то есть делиться радостью.

В сентябре 1976 года я уехала из Кисловодска на Родину к себе. Меня в Азербайджане за 18 лет так не обидели, как на моей Родине за 4 года. В 1979 году была областная выставка самодеятельных художников в Белгороде. Из журнала "Декоративное искусство СССР" пришло письмо, что есть такая художница, чтобы провели выставку мою. В 1978 году я 20 дней жила в Москве: ходила по выставкам, а моя была в редакции журнала "Декоративное искусство СССР".

Я заняла в Белгороде первое место. Все подарки – книги они мне вручили и месячный оклад. Приезжаю на работу, рассказываю. А одна говорит: "Что ты нас унижаешь?". Я отвечаю: "Я не унижаю, я делюсь радостью". Еще бы, у них и мужья, и дома, и огороды, а у меня ничего и вдруг обо мне и по радио, и в газетах. Я думаю, что завистники сильных двигают вперед и не дают зазнаться у кого успех, а слабых душат.

Ненавижу жадных, завистливых. Я сдала экзамен на жизнь и на живопись. 19 лет подряд у меня каждый день были гости, у кого бы я ни жила. 6 лет я жила в Москве у разных художников и каждый день выпивали. Сейчас я не пью четвертый год. Не спилась, не исписалась – испытание было. Пила один раз в три дня от горя, когда внук заболел, да и дочь больная. Бог меня любит.

Первые мои коллекционеры – Норберт Кухинке и его жена Катя. Он играл профессора в фильме Данелия "Осенний марафон". Первая персональная выставка в Москве была открыта 30 декабря 1981 года во Всероссийском Доме народного Творчества. Запланировали на 20 дней, а продолжалась 2 с половиной месяца. Приехали 5 дипломатов с немецкого посольства на выставку. А у меня под живописью висели акварели. Они спрашивают, эту можно купить, а я отвечаю продано. За полчаса акварель всю купили работники Дома народного творчества.

Вадим Алексеевич – глава отдела изобразительного искусства. Он много для меня сделал. В Старой Ладоге был, нам слайды показывал с картин других художников. Интересно все!

Я стою на выставке, а меня 7 человек за руки тянут, хотят купить, а Катя Кухинке стоит в стороне и наблюдает, и говорит: "Хорошо, что проданы". Потом она подошла ко мне, спросила, сколько стоит портрет моей дочери. Дочь беременна 8 месяцев, читает, в индийском платье, под торшером. Я говорю, что я не знаю, пойду спрошу Вадима Алексеевича. Вадим Алексеевич Помещиков велел сказать 200 рублей. Я ей сказала, а она говорит: это хорошо, что вы спрашиваете. У них в коллекции 250 картин моих. На таможне говорили иностранцам: "И вы за это г… деньги платите?!" На что Катя Кухинке ответила: "Для вас они г…, а для нас – гениальные художники".

Выставок у меня столько, что я уже давно не считаю. С картинами легко расстаюсь. И двух одинаковых у меня нет. Выставки: Москва, Кисловодск, Белгород, Ленинград, Чебоксары, Старая Ладога, Новый Оскол, Старый Оскол, Иван-Город и так далее. Дармштадт, Западный Берлин, Майнц, Копенгаген, Стокгольм, Париж, Ницца, Чикаго, Финляндия. Сейчас 10 картин в Нью-Йорке на выставке, а я люблю Россию, Рязанщину. Нигде не была за границей. 22 приглашения в архиве домашнем во все страны.

Я люблю быть хозяйкой положения, а как попало ничего не делаю никогда, все с любовью.
Я гонимая. Раньше я не понимала это. Что в этом суть жизни, то есть гонимые – это личности. Меня унижали – я не унижалась, знала себе цену, в душе терпела и не злопамятна нисколько. Блаженны гонимые, ибо они Бога узрят. Евангелие. Когда меня бросали друзья, я, поразмыслив, радовалась. Освободилась от плохого человека.

Сколько я ездила – поживу 3 года, меня какая-то сила выталкивает, и если я не уезжаю, то потом такие неприятности. Слушать надо интуицию – святость душевную. Ангел – вестник. Никогда не искала и не ищу выгоды, а друзья и бросали, так как никакой выгоды и мысли чистые. Люди продаются, как орехи колются под молотком. Некоторые не знают, для чего живут. Художники тоже должны думать, для чего писать. Хорошо, если есть, что сказать, а если нет, а тебя уже приняли. Остается мешать другим и завидовать. Художник тот, кто ни на кого не похож. А иногда на выставке смотришь, картины одинаковые, а фамилии разные.

Художники, и сильные, и слабые, уже должны быть благодарными за то, что рисуют. Это так прекрасно! Картина – это молитва, кто как молится – такая и работа. О деньгах нельзя думать, когда пишешь, потому что, когда пишешь, то как бы беседуешь с Богом. А хорошая картина свою стенку да найдет. Кто рисует, уже спасен от многого, общение – самая трудная и необходимая вещь.

P.S. Одна художница в Старой Ладоге говорит: "Так, как Катя, я могу с закрытыми глазами нарисовать". А я ей говорю: "Почему же с закрытыми, ты попробуй с открытыми". А она в канаве прутики черным карандашом рисовала, как черви, кому они нужны? Мое искусство насколько простое, настолько и сложное.

В какой-то песне есть слова: "Поцелуй за полчаса до весны". Вот этот поцелуй всех слабых и косит. Потерпеть бы немножко – победа ждет. Девушка, не дождавшись 2 месяцев любимого с армии, выходит замуж за нелюбимого, просто так, или еще хуже – назло. Кому назло?! А потом ходит, в окна заглядывает, как он живет с другой – вот и зависть. Зависть – это рак души, неизлечимый.

Ломоносов придумал закон о сохранении энергии в природе. Сейчас нужен закон о защите и сохранении энергии человеческой. Может быть, меньше было бы всяких колдунов, экстрасенсов и всякой нечисти. Я уже 22 года от них защищаюсь. Гнать их надо, а мы интеллектом мучаемся».

Простодушие автобиографии не может скрыть субъектности личности. Субъектное понимает субъектное. Поэтому, наверное, запоминаются образы Пушкина, Гоголя, Есенина. Также автопортреты получились своеобразными.

Из новых картин привлекает внимание картина «Древнерусский философ Даниил Заточник XII-век» (http://www.katya-medvedeva.ru/view.php?n=242&sort=date ). Образ впечатляет, и он напоминает портретно митрополита Кирилла (Гундяева). Зацепившись глазом и напрягшись, вникаю в лик. И читаю сбоку слова Виссариона Григорьевича Белинского, под которыми и сам бы подписывался:

«В своих трудах Даниил ссылался на те части Библии,в которых человеческий разум и мудрость ценятся сравнительно высоко. На беду себе, слишком умен, слишком даровит, слишком много знал и не умел прятать свое превосходство. Писал В.Г. Белинский о Данииле Заточнике. Философский труд «Слово Даниила». Катя Медведева 28.XI.2005».

Русские самородки прорастают снизу. Они – как кочки опоры в болоте распада и деградации.

Исчтоник: http://skurlatov.livejournal.com/31949.html